Белорусский союз ветеранов

органов пограничной службы


Постников Николай Алексеевич

Постников Николай Алексеевич
Ветеран Великой Отечественной войны
Почетный пограничник Республики Беларусь

01.06.1927-27.06.2013
д. Антушевская Архангельской обл.
полковник в отставке

  • Медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг"
    Медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг"
  • Медаль «За отличие в охране государственной границы СССР»
    Медаль «За отличие в охране государственной границы СССР»
  • Медаль Жукова
    Медаль Жукова
  • Медаль «Ветеран Вооружённых Сил СССР»
    Медаль «Ветеран Вооружённых Сил СССР»

Родился 1 июня 1927 года в деревне Антушевская, Плесецкого района Архангельской области. Член КПСС с апреля 1951 года. Образование — высшее. В 1968 году окончил Белорусский Ордена Трудового Красного Знамени государственный университет имени В.И. Ленина. 

В апреле 1944 года после окончания ремесленного училища №2 города Архангельска по собственному желанию был направлен в распоряжение командования Северного флота. 

С 1 мая по 31 октября 1944 года был в составе гидрографической экспедиции Северного флота, которая принимала участие в обороне Советского Заполярья, а с 1 ноября 1944 года до окончания войны работал мотористом на гидрографическом корабле “Лаг”, который входил в состав действующей армии и участвовал в освобождении Советского Заполярья. Победу встретил в Северной Норвегии, в городе Киркинесе. В мае 1945 года был призван в ряды Советской армии. По окончании учебного пункта с августа 1945 года по декабрь 1945 года был рядовым 440-го отдельного строительного батальона по охране немецких военнопленных в группе Советских войск в Германии. 

С июня 1946 года по май 1951 года проходил службу в комендантском взводе на курсах переподготовки политсостава при военно-политической академии имени В.И. Ленина. В мае 1951 года поступил, а в августе 1952 года окончил Московские окружные курсы подготовки лейтенантов-политработников и был направлен в Никельский погранотряд Северного пограничного округа на должность заместителя начальника заставы по политчасти. С октября 1957 года по ноябрь 1958 года слушатель курсов усовершенствования офицерского состава при Московском пограничном училище. 

В ноябре 1958 года был направлен в распоряжение Белорусского пограничного округа (Брестский пограничный отряд), где служил до июня 1977 года. В июне 1977 года уволился в запас ВС по выслуге лет. С 1978 года по 1991 год — инструктор политотдела Брестского пограничного отряда по партийно-комсомольскому учету. 

С мая 1993 года по 2008 год работал инструктором по культурно-просветительной работе и досугу погранотряда и Брестской пограничной группы, возглавлял Совет ветеранов части. За заслуги перед Родиной награжден медалями: “За победу над Германией в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.”, “За отличие в охране Государственной границы СССР”, “Ветеран Вооруженных Сил”, медалью Жукова, и другими 14 юбилейными медалями. 

 Скончался 27 июня 2013.


                                                                       «ДОРОГА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ВОЙНУ» 
о полковнике в отставке, ветеране пограничных войск Республики Беларусь, участнике Великой Отечественной войны, почетном пограничнике Брестской Краснознаменной пограничной группы Постникове Николае Алексеевиче.


Не знаю как для кого, а лично для меня дорога в жизнь – это счастье. По-моему, это время равнозначно новой жизни. Пусть, может не такой долгой, не совсем устроенной, но зато неизведанной, а от того скорее привлекательной. Какова эта дорога жизни моего сегодняшнего собеседника, ветерана ПВ РБ, участника ВОВ, я Вам постараюсь рассказать в моем небольшом очерке. 

Первого июня 1927 года в семье архангельского рабочего местного лесопильного завода Алексея Васильевича Постникова родился первенец, которого нарекли Колькой. В детстве он рос крепким, смышленым мальчишкой. Но судьба сложилась так, что семья рано лишилась матери. В свои неполные восемь мальчишеских лет Коля совместно с отцом переехал в старинный северный город Архангельск, где и обосновались на постоянное местожительства. А когда уроженец деревни Антушевская Плесецкого района Архангельской области Николай Постников в 1941 году окончил 7 классов местной школы решил пойти, как и все мальчишки северного края, в моряки. Ведь море для северного человека – это не просто романтика, а место для самых сильных духом мужчин. Сам Колька был сильным парнем и образование в семь классов в ту пору считалось солидным. Но в своих юношеских мечтаниях он больше всего склонялся к военной службе, особенно тогда, когда приезжал в отпуск к ним на родину его дядя – пограничник, служивший в то время на маньчжурской границе. Мальчишеский любопытный взгляд не отрывался от пограничной формы, на которой поблескивали серым металлом различные награды и знаки воинской доблести. В ответ на это любопытство дядька ласково, по-мужски трепал рукой нестриженые, густые мальчишеские волосы на голове и приговаривал: «Расти, учись, вот таким, как я будешь!..»

После окончания семилетней школы, Колькина мечта стать военным не сбылась. В воздухе запахло приближением войны с Германией. 22 июня 1941 года немецко-фашистские войска напали на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. Отец ушел на фронт и Николай остался один. Близкие и знакомые родителей посоветовали ему идти учится в ремесленное училище. Так он стал учащимся ремесленного училища №2 в городе Архангельске, осваивая специальность слесаря-инструментальщика. Учиться было легко и интересно, а слесарская робота сидела на нем ладно и красиво. В ту военную пору много времени в училище уделялось военному делу. Любил Колька на занятиях разбирать и собирать винтовку, а во время регулярно проводившихся стрельб прямо, точно в «десяточку», попадать в мишень. Однажды, на таких вот занятиях, в класс вошел человек в форме военно-морского офицера и предложил ученикам в короткий срок освоить морскую специальность моториста-судоводителя с тем, чтобы в дальнейшем работать на морских кораблях, базирующихся в местных портах Северного моря. 


Из всех, присутствующих в классе мальчишек, руки подняли не все. А Колька, со своей статной фигурой крепыша, изъявил желание без всяких колебаний. Во флот – так во флот. И уже через некоторое время, парнишка, получив специальность моториста, нес службу в составе действующей армии на флоте. Местом его обитания стало военно-транспортное судно «Лаг». Базировалось это судно в то время в порту города Североморска, недалеко от Мурманска. Вот так и служил Николай на нем несколько лет, до самой великой Победы, бороздя Северное море, сопровождая караваны грузовых судов, перевозящих для фронта и частей Красной Армии все необходимое. 

На мой вопрос к Николаю Алексеевичу, где его застала Великая Отечественная война, он ответил не сразу. Я почувствовал, как внутренне что-то екнуло в душе поседевшего ветерана. Увидел, как натужено задергались мышцы предплечий, а пальцы рук судорожно начали перебирать друг друга. Не любит он особо вспоминать те годы, но, постепенно, по частицам, восстанавливает в памяти каждую минуту дня, недели, месяца того самого тяжелого для пятнадцатилетнего паренька времени. Известие о начале войны с немецко-фашистской Германией узнал по радио, когда знаменитый в ту пору, взволнованный голос Левитана прозвучал из старенького репродуктора и объявил, что рано утром 22 июня 1941 года, нанеся мощный авиационный и артиллерийский удар по всей линии государственной границы СССР, немецкие войска углубились на территорию нашей страны. 


Буквально через неделю-другую после начала войны в небе над старинным Архангельском появились первые немецкие бомбардировщики, с которых на город и мирное население посыпались бомбы и фугасы. Сразу же овладеть городом Мурманском немецкой армии под командованием генерала Дитла не удалось. Единственная магистральная дорога из Финляндии на Мурманск, Архангельск и все обходные пути оказались надежно перекрытыми частям Красной Армии, моряками Северного флота и пограничниками 100-го полка. Оставался единственный выход – использовать мощные удары авиации, которая сможет обеспечить необходимый успех в прорыве данного участка. 

Немецкие самолеты кружили над городом днем и ночью, сбрасывая многокилограммовые бомбы. Руководство ремесленного училища, в котором учился Николай, из мальчишек-учеников начали создавать группы по тушению фугасов, сброшенных с самолетов на крыши домов города. Приходилось им в то время тяжело. Иногда сутками, неделями дежурили мальчишки на крышах домов, не покидая свой пост. Здесь же, на крышах домов, ели и спали по очереди. И только вой противовоздушной сирены, возвещавшей об авианалете на город, заставлял молодого парня собираться изо всех сил и сбрасывать фугасы с крыш домов, тушить возникший пожар. А учитывая то, что в городе Архангельске большинство построек – деревянные здания, работы здесь было предостаточно. 

Вот так и стоял на боевом дежурстве на крышах домов наш сегодняшний герой до тех пор, пока его не откомандировали в город Североморск для обучения морской специальности моториста-судоводителя, которую он освоил значительно быстро. На мой вопрос к Николаю Алексеевичу о том, как встретил его флот и чем запомнилось море, сухо ответил: «Ведь я был мотористом, все время внизу, в моторном отсеке, пока не сменят с вахты. Кто его знает, что там было на верху…» А потом, немного помолчав, продолжил. «…Мы снимались с якорей около полуночи. Так было намного безопасней. Огромные якорные лапы, источая зловоние донного ила морского порта, медленно заползали в клюзы. Невидимый в темноте порт прощаясь, кое где приветливо подмигивал огоньками. Море большое и загадочное нетерпеливо манило наш корабль в свои просторы. Поначалу у меня закружилась голова. Немного от качки, но больше от увиденного и услышанного в машинном отсеке. Чувствовалось, как корабль идет вразвалочку, мирно раскачиваясь на волнах из стороны в сторону. Тогда и начал потихоньку понимать, что такое море. За этот срок, прошедший от порта до следующей остановки я научился спать в пляшущей кровати, обедать не опрокидывая на себя еду и даже иногда выходить на открытую палубу. Какое же все-таки разное, это Северное море! Иногда – без солнца, стальное, безжалостное, с мощными волнами. Но вот на несколько минут выглянуло солнце и выкрасило серую холмистую поверхность морской глади в нежно зеленый цвет, ласковый и нежный… В определенной точке нас уже ожидали, мы выгружали груз и, прощаясь длинным протяжным гудком, уходили по маршруту дальше. Было всякое в то военное время. Но, видимо мне повезло… Как и наш корабль, остался цел и невредим…» 


Немного помолчав, глядя на меня старческими усталыми глазами, Николай Алексеевич стал рассказывать дальше. В мае 1945 года в городе Полярный, где находился в то время корабль, Николаю Постникову прямо на судно принесли повестку из военкомата для призыва на действительную военную службу. Служить срочную попал он в учебное подразделение военного лагеря, что находился под Архангельском. В то время, на базе этого лагеря формируют 440-й отдельный стрелковый батальон по охране немецких военнопленных, который перебрасывают сначала в Восточную Пруссию, а потом – в Москву. Отличной службой, удалым северным характером приглянулся Николай местному военному начальству и в 1946 году переводят его на службу в комендантский взвод при Высших Курсах переподготовки политсостава Красной Армии при военной академии им. В. Ленина. Местом своего несения службы Николай выбрал контрольно-пропускной пункт военного городка академии. Служба на КПП была серьезной и ответственной, ведь поддержание пропускного режима на территории военного городка была главной и основной задачей молодого солдата, с которой он справлялся на «отлично». Даже не стеснялся проверять пропуска у генералов, не смотря на то, что хорошо знал отдельных в лицо. Ничего не поделаешь, время-то было послевоенное, когда в народной массе растворились бывшие уголовники, бежавшие из тюрем, всевозможные шпионы, завербованные иностранными разведками, немецкие агенты, которые рыскали в этих краях в поисках секретной информации о военных объектах. Здесь же ему за бдительное несение службы было присвоено первое воинское звание «ефрейтор». Вот так, вполне надежно и сносно служил Николай на этом месте до весны 1951 года. А в мае месяце пришла пора демобилизации из армии, которой он отдал чуть ли не 6 лет. Чем быстрее к этому приближалось время, тем серьезнее он задумывался над тем, какую жизненную дорогу выбрать дальше: или ехать домой, к своим родным, или продолжать службу в армии, стоя на страже любимой Отчизны. В своих сомнениях был долго, пока не увидел его однажды на КПП мимо проходящий генерал. «Ну что, товарищ ефрейтор, как служба?». Прищелкнув каблуками сапог и вытянувшись по струнке, бойко ответил: «Все нормально, товарищ генерал! Скоро еду домой!». «С большим желанием хотите ехать домой?» – спросил его генерал. Вот именно в эту минуту увидел генерал на Колькином лице растерянность и задумчивость. Жалко было расставаться с той частью, которой отдал столько лет бессонной службы на КПП. На этот раз бойкого ответа от солдата не последовало. Генерал, видя такое замешательство, предложил подчиненному на следующий день прибыть к нему для беседы. 

В назначенное время Колька, выбритый, начищенный и наглаженный, пахнущий «Шипром», стоял у генеральского кабинета. Предварительно легонько постучав в дверь, не раздумывая вошел в просторную комнату. Вот здесь-то завязалась живая беседа о жизни и дальнейшей судьбе, которая решила многое. Взвесив все «за» и «против», Николай дал однозначный ответ на предложение генерала остаться на службе: «Черт с ним, была – не была! Остаюсь!» «Ну что, тогда направляем Вас на курсы подготовки лейтенантов-политруков. Не возражаете?». «Никак нет!» – с волнением произнес Колька и как никогда, будучи сверх довольным, вышел из кабинета, а в голове молодого парня кружилась единственная мысль – «Буду офицером!». В течение последующего года его мечта сбылась. Он успешно оканчивает офицерские курсы и ему присваивают воинское звание «лейтенант». По распределению получает назначение для прохождения службы на границе и, как коренной северянин, уезжает из Москвы в Заполярье. Упаковав в небольшой чемодан свои офицерские пожитки, Николай прибыл на железнодорожный вокзал, с которого убывают поезда на Мурманск. Местом его первой остановки оказался холодный и серый город Никель. Здесь, в пограничном отряде, никогда не служивший на границе, он прошел курсы по подготовке для службы на границе. Усиленно изучал следопытство, формы и методы охраны послевоенной границы, ну и как офицер-политрук, много времени уделял практической работе с личным составом подразделения. 

После этих курсов, командование Никельского погранотряда решило направить молодого лейтенанта на пограничную заставу. Как у человека военного, сборы на переезд были недолгими. Армейский «газик» через несколько часов уже вез его на границу. Погранзастава встретила его сырой и мрачной погодой, хотя личный состав с завидным вниманием осматривал своего новенького замполита. Кто-то подшутил в толпе стоящих солдат, что служба здесь будет тоскливой и мрачной. Пошли напряженные заставские будни. Как замполиту, приходилось делать все: участвовать в несении пограничной службы наравне с солдатами, подтягивать войсковое подсобное хозяйство, вести культурно-просветительную работу среди подчиненных. Что поделать, время было такое. Служба на участке была до такой степени изнурительной, что порой он просто валился с ног с единственной мыслью – выспаться бы хоть немного. Именно здесь, на первой своей заставе Николай Алексеевич получил, можно так сказать, боевое крещение. Случилось это летом 1954 года. Командованию отряда от разведчиков поступило сообщение, что на одном из участков границы будет предпринята попытка перехода границы агентами иностранной разведки. Где конкретно и в какое время – известно не было. Одну из групп по обезвреживанию шпионов, которая заняла рубеж прикрытия границы на одном из самых тяжелых участков, возглавлял и лейтенант Постников. 

Летняя тундра с болотами и множеством комаров, темные и дождливые ночи усложняли выполнение задачи. Но наряд обнаружил диверсантов. Около двух суток группа пограничников преследовала двух нарушителей границы, пришедших с территории соседней Норвегии. И уйти им не удалось. Оба были задержаны. Вот так закончилось провалом дело шпионов «Галая и Храмцова», которые после немецкого плена были завербованы иностранной разведкой, прошли шпионскую школу в Германии и забрасывались на территорию СССР для совершения диверсий. За умелые действия по их обезвреживанию, группа, в которую входил Николай Алексеевич, была поощрена командованием отряда. Лейтенанту Постникову присваивают очередное воинское звание и переводят на должность замполита школы сержантского состава, где он напряженно воспитывает и обучает младших командиров для несения службы на погранзаставах. 

В 1957 году старший лейтенант Постников получает новое направление. Его откомандировывают в Москву на курсы переподготовки замполитов в пограничное училище, которое он успешно оканчивает. После этого на заседании комиссии по распределению состоялся довольно–таки серьезный и обстоятельный разговор о его дальнейшей службе. «Николай Алексеевич! Как опытного замполита, хотим направить Вас на границу в Среднюю Азию. Вы там сейчас будете нужнее!..» -- начали объявлять заключение офицеры комиссии. Но не дослушав последних фраз, он, как истинный северянин, любящий крепкий мороз и северную погоду, предложил им обратное. «А можно мне еще раз на Север…» – «Но, Вы уже там служили, причем, согласно ваших документов, довольно неплохо. Не хотите на юг, давайте-ка езжайте в распоряжение штаба Белорусского пограничного округа.» – сказал председатель выпускной комиссии. В беседе с командованием округа Николаю Алексеевичу была предложена должность начальника клуба в Гродненском пограничном отряде, но молодой офицер с таким мнением не согласился. «Товарищ Командующий! Клуб есть клуб, это не люди. А я привык и люблю работать с живыми людьми. Да и грамотенки у меня маловато для клуба. Мне нужно учиться в школе…» – резко отпарировал старший лейтенант Постников. После небольшого совещания, командование штаба округа назначает его на должность замполита школы сержантов в город Брест, где Николай заочно заканчивает 10 классов средней школы и получает заветный аттестат зрелости. Но какая-то магическая сила желания учиться остается в его душе еще надолго. 


И в 1962 году Николай Алексеевич поступает в Белорусский Государственный Университет. 6 лет трудной учебы без всякого отрыва от выполнения служебных обязанностей. Но это не мешает успешно закончить высшее учебное заведение офицеру-пограничнику. Более 10-и лет службы на границе он отдал любимому для себя «замполитовскому» делу в Брестской школе сержантов при пограничном отряде имени Ф.Э. Дзержинского, где и получил очередное воинское звание «капитан». Тысячи выпускников этой школы, которых он обучал и воспитывал, нашли свое место на границе и до сих пор с особой теплотой и благодарностью вспоминают своего замполита. Потом, новые назначения и должности, но Брест остается последним городом в его послужном списке. 32 года бессонных дней и ночей отданы службе на государственной границе. Здесь наш ветеран в чине подполковника по выслуге лет в 1977 году увольняется с военной службы. Но, сидеть без дела офицер не привык. И поэтому продолжает работать вольнонаемным на партийных должностях при политотделе пограничного отряда вплоть до 1991 года, когда основательно рухнула «горбачевская партийно-перестроечная машина» бывшего СССР. На мой вопрос, как воспринял этот период наш ветеран, тот коротко, по-военному, ответил: «Тяжело!» Трудное это было время, когда все партийные начинания в обществе, нарабатывавшиеся годами и десятилетиями, в один миг разрушились до основания. А зачем?.. 


С этого момента начинается новый отсчет времени в жизни ветерана-коммуниста, отдавшего десятки лет партийной работе и военно-патриотическому воспитанию пограничников отряда. С 1993 года работает Николай Алексеевич в должности инструктора по морально-психологическому обеспечению личного состава подразделений границы. Он непременный участник всех слетов ветеранов пограничных войск бывшего Союза и сегодняшнего СНГ. С 1978 года он является бессменным Председателем Совета ветеранов части. И так, в общей сложности более 20 лет только в одном Брестском погранотряде! Много это или мало? Об этом знает только он сам. Человек, за плечами которого не только годы службы и работы, но и титанический труд, вложенный в создание музея Боевой славы отряда. 


Лично собранные ценнейшие документы, статьи, редкие фотоснимки из истории развития пограничного отряда, застав. Оказана неоценимая помощь в создании музеев Боевой славы практически на всех пограничных заставах отряда. Сегодня сюда идут школьники местных сельских школ, их выпускники и вновь прибывшие на службу солдаты, различные делегации. За успехи в службе по охране границы, обучение и воспитание подчиненных участник Великой Отечественной войны, ветеран пограничных войск Республики Беларусь Николай Алексеевич Постников награжден 18 Правительственными наградами. Самыми дорогими и ценными он считает медали «За Победу над Германией» и «Отличие в охране государственной границы СССР». А вот орден Великой Отечественной войны II степени, который он по праву заслужил как участник войны, к большому сожалению им так и не получен. Видимо, где-то дала сбой государственная канцелярская машина в момент празднования 50-летия Победы. Я задал ему самый интересный вопрос: «А где же Вы Победу-то встретили?» Вижу, как тяжело становиться ветерану, а от этого величественного слова «Победа» бесцветная слеза сползает с глаз по морщинистой щеке. «Победу встретил в порту города Киркинес, тогда наш корабль стоял после выполнения очередного задания. Спал в кубрике после вахты. Вдруг ко мне влетают ребята и с криком «Ура! Победа!», мы все вместе стали плакать, обниматься. Потом, во главе с командирами, все поднялись на верхнюю палубу, начали салютом палить из ракетниц и во весь голос кричать «Ура!!!». А за ужином, как это полагается на корабле, подняли военные 100 грамм за тех, кто не вернулся с войны. За их память…»


А за мужество и героизм, проявленные при защите Отечества и заслуги перед Пограничными войсками ветеран Великой Отечественной войны подполковник в отставке Постников Н.А. приказом Председателя Государственного Комитета Пограничных войск Республики Беларусь №440 от 15.10.1998 года зачислен «Почетным пограничником» Брестской Краснознаменной пограничной группы имени Ф.Э.Дзержинского. С восхищением вспоминает он прошедшие годы службы в Брестском отряде, и особенно тот момент, когда один на один познакомился с бывшим комсомольским вожаком и своим воспитанником по партийной работе, нынешним Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, которому, можно сказать, дал большую дорогу в жизнь и сегодняшнюю политику. Было это осенью 1975 года, когда на учебный пункт отряда прибыло молодое пополнение пограничников. «Наше внимание привлек солдат с институтским значком на военной форме. Скажу прямо, в то время было редкостью, когда молодежь после института шла служить в армию. Начали к нему приглядываться, изучать и в конце концов, как активиста подразделения после окончания учебного пункта и службы на заставе присвоили звание сержанта и отобрали в политотдел отряда, назначив инструктором по комсомольской работе. На этой должности Александр оказал нам посильную помощь в обучении и воспитании пограничников срочной службы. 


В те годы значительно активизировалась комсомольская работа в подразделениях границы, где Александр Григорьевич проявил себя принципиальным и ответственным руководителем.. Значительно улучшилась спортивно-массовая работа, начали проводиться различные соревнования с участием пограничников даже в масштабе города. А кто из бывших солдат не помнит вечера отдыха с шефскими городскими комсомольскими организациями, возглавляемые А.Г. Лукашенко? Ведь было все это? А сейчас, почему-то этого оптимизма в работе с людьми нам не хватает. Вроде и люди те, и командиры такие же как и раньше? Отрадно признать, что в те годы за активную работу по воспитанию комсомольцев наша организация, возглавляемая сержантом А. Лукашенко, была награждена переходящим знаменем ЦК ВЛКСМ. Вот таким нашим помощником в работе был сегодняшний Президент Республики Беларусь. Есть о чем вспомнить». 


Как-то на досуге поделился наш ветеран, что 32 года, отданные государственной границе в его жизни не прошли даром. Служить пришлось в различных местах. Но самое дорогое место – это Брестский пограничный отряд имени Ф.Э. Дзержинского. Он верит в то, что такой богатый опыт пограничной службы и жизни будет востребован последующим поколением молодых пограничников. А если учесть то, что со своей любимой женой Людмилой Петровной они прожили душа в душу почти 40 лет, вырастили дочь Светлану, которая так же связала свою судьбу с пограничником, несущим сегодня контролерскую службу на ОПК «Мокраны», можно сказать о том, что пограничные династии продолжаются. Любит в свободное время Николай Алексеевич со своей женой бывать на дачном участке, что находится в пригороде Бреста, трудиться на свежем воздухе с лопатой и граблями. Ведь это нужно для себя, для своих детей и внуков. Жизнь-то сейчас дорогая и тяжелая, а принесешь с огорода свои овощи, все веселей становиться. Но, больше всего любит он быть среди пограничников, наблюдать за ростом их боевого мастерства и чувствует себя нужным, когда его практические советы помогают молодым людям. Он действительно, по-отечески рад тому, что Брестская пограничная группа, в которой он зачислен «Почетным пограничником» находится в числе лучших среди пограничных частей Беларуси, а молодое поколение пограничников старается быть похожим на ветерана. Ведь его жизнь сегодня является примером преданности пограничным войскам и любви к Родине, заставляя задумываться о том, что сделал он для людей, а что еще не смог. Видимо, именно в этом заключается весь смысл жизни... 

 Старший прапорщик Колесов

Совет командующих Пограничными войсками


Пылающая граница


Завтра началась война...