
22 июня 1941 года. Предрассветный час. На спящую Брестскую крепость обрушивается шквал огня. Немецкая артиллерия выпускает более 7 тысяч снарядов. Но в рассекреченных документах появляются новые детали первых минут штурма. Вот политдонесение полкового комиссара 42-й стрелковой дивизии. Гитлеровцы атаковали крепость не только с земли, но и с воздуха
"22 июня в 4 часа утра по нашим частям германскими фашистами была открыта артиллерийская канонада во взаимодействии с пикирующими бомбардировщиками и истребителями", — процитировала документ Виктория Каяева, заместитель начальника научно-исследовательского отела Центрального архива Минобороны РФ.
Немцы планировали захватить крепость до полудня, но встретили ожесточенное сопротивление. В архивах — судьбы защитников гарнизона. Отряд во главе с майором Гавриловым месяц держал оборону. Северные ворота Кобринского укрепления, гарнизон Восточного форта. Взять Гаврилова в плен (тяжело раненым) удалось только 23 июля. Указ о присвоении высшей государственной награды: "За образцовое выполнение воинского долга при обороне бывшей Брестской крепости в 1941 году и проявленные при этом отвагу и геройство присвоить товарищу Гаврилову Петру Михайловичу звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая звезда".
"В течение нескольких дней, по свидетельству врачей, в лагерный госпиталь, где он находился, приезжали из Бреста немецкие офицеры, чтобы посмотреть на советского командира, проявившего такое мужество и упорство в бою", — отметила Виктория Каяева.
Подвиг защитников гарнизона после войны оставался безвестным, пока поиском красноармейцев не занялся писатель и историк Сергей Смирнов. Плод десятилетней работы — поездок по стране, встреч и бесед с фронтовиками — книга "Брестская крепость". Первая редакция, опубликованная в 1956-м. В ней, как и в архивах, — подвиг всех защитников гарнизона.
"Мне довелось сказать одно из первых слов о том, как люди в 1941 году сражались, что вопреки обывательскому мнению мы не отступали, не драпали, как обыватели говорят", — писал Сергей Смирнов.
Именно о титанической работе Смирнова говорится в еще одном рассекреченном документе — указе политуправления и отдела кадров Министерства обороны, адресованном маршалу Жукову. В те годы он возглавлял ведомство.
"В связи с появлением в печати и художественных произведениях описания примера образцового выполнения воинского долга военнослужащими Советской армии в бою с немецко-фашистскими захватчиками на территории бывшей Брестской крепости собраны материалы на участников указанного боевого подвига", — отмечается в документе.
Практически все защитники Брестской крепости прошли через немецкие лагеря. И только после смерти Сталина, а потом и после ХХ съезда партии с них удалось сорвать позорный ярлык "предателей" и "врагов народа". Во многом, рассказывает сын Смирнова, благодаря его книгам, выступлениям на радио и телевидение.
"Подул ветерок Никиты Сергеевича, а не Иосифа Виссарионовича. Потеплее стало. И, конечно, только в нашей стране могла быть такая постановка вопроса, что военнопленные стали врагами", — сказал Константин Смирнов, журналист, сын Сергея Смирнова.
Реабилитированы и представлены к наградам тогда были 118 человек. Данные о них — в рассекреченных документах.
Дело Владимира Шабловского. Немцы вели плененного капитана и других красноармейцев по мосту через реку.
"Он поцеловал маленькую дочку, которую нес на руках. Передал ее жене. И скомандовал бойцам: "Кто не хочет оставаться в плену, — за мной!" Бросился через перила моста в воду. И за ним бросились некоторые из его бойцов. Он вместе с другими расстрелян автоматчиками", — рассказала Виктория Каяева.
Этот эпизод обороны Брестской крепости нашел отражение в "Бессмертном гарнизоне" по сценарию Константина Симонова. Правда, в фильме подвиг совершает полковой комиссар Ефим Фомин.
Еще одно рассекреченное дело — показания выживших свидетелей — датировано уже 90-ми. По ним удалось установить судьбы пропавших без вести. И сейчас к этой истории могут если и не прикоснуться, то хотя бы посмотреть на нее миллионы россиян.